ЧТО ТАКОЕ БИОПСИЯ?

Биопсия - это забор материала (отдельных клеток, кусочка ткани или органа) для микроскопического исследования в диагностических целях. В онкологии биопсия необходима для подтверждения диагноза и выбора программы лечения.

КАКИЕ ВИДЫ БИОПСИИ СУЩЕСТВУЮТ?

Вариантов биопсии великое множество. Они могут отличатся как по способу забора материала, так и по виду контроля проведения исследования (в нашей работе мы уже давно не используем  классическую биопсию "в слепую", когда процесс забора материала контролируется только на ощупь). В нашем отделении под контролем эндоскопии, ультразвукового исследования и компьютерной томографии наиболее часто выполняются следующие виды биопсии:

o   Щипковая биопсия — с помощью биопсийных щипцов

o   Трепан-биопсия (core-биопсия, кор-биопсия, режущая биопсия) — взятие на исследование столбика ткани с помощью специальной иглы. Позволяет оценить состояние ткани в целом.

o   Петлевая биопсия — забор материала петлей при помощи коагулятора в режиме резания тканей либо радиочастотного хирургического аппарата.

o   Тонкоигольная аспирационная биопсия — забор материала (как правило отдельных клеток) для исследования с помощью специальной тонкой иглы и шприца.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА БИОПСИЯ?

В медицине нет ни одного абсолютно точного диагностического метода. Наиболее информативным является гистологическое исследование, при котором под микроскопом рассматривается кусочек ткани, полученный во время биопсии. Поэтому эта манипуляция хоть и инвазивная (т.е. связана с нарушением целостности кожи, слизистых оболочек, тканей и т.д.), но крайне необходимая при подозрении на злокачественную опухоль. В результате биопсии получают материал (ткань, клетки), который не только "показывает", есть ли у человека злокачественная опухоль. Также определяют характер, тип опухоли. На основании этого выбирают программу лечения пациента: нужна ли операция или лучевая терапия. А если показана химиотерапия, то какими препаратами и в какой комбинации. Таким образом, биопсия необходима при любом подозрении на злокачественную опухоль.

КОГДА БИОПСИЯ НЕ ПОКАЗАНА?

К сожалению, биопсию в некоторых случаях выполнить не удается. Когда риск проведения процедуры превышает положительные эффекты, от этой манипуляции отказываются. В целом противопоказаний к проведению биопсии немного. Это расположение опухоли в труднодоступных местах с высокой вероятностью повреждения крупных сосудов и полых органов (например, кишечника), выраженное нарушении свертываемости крови, тяжелое общее или психическое состояние пациента, отсутствие визуализации опухоли при УЗИ, КТ или эндоскопии (редко бывает и такое).

КТО РЕШАЕТ НУЖНА БИОПСИЯ ИЛИ НЕТ?

Решение о необходимости манипуляции принимает лечащий доктор или консилиум (собрание врачей для определения тактики лечения). Интервенционный радиолог может рекомендовать проведение того или иного вида биопсии, а пациент может дать свое согласие на процедуру или отказаться от нее. В любом случае окончательное решение о необходимости проведения исследования принимает лечащий доктор.

КАК ДОЛГО ДЛИТСЯ ПРОЦЕДУРА?

Длительность биопсии в каждом конкретном случае индивидуальна. На практике манипуляция занимает от 5 минут (тонкоигольная биопсия поверхностных органов) до часа (при расположении в труднодоступных местах, под контролем  компьютерной томографии).

ЭТО БОЛЬНО?

Биопсия выполняется под местной анестезией. При эндоскопических исследованиях для комфорта пациента может понадобиться наркоз, который является неотъемлемой частью гастродуоденоскопии и колоноскопии. Во время процедуры пациенты могут испытывать лишь легкий дискомфорт. В большинстве случаев после манипуляции обезболивание не требуется. Т.к. процедура полностью безболезненная, самым  сложным для пациентов является лежать неподвижно. Но мы и с этим справляемся :)

ЭТО БЕЗОПАСНО?

Биопсия является инвазивной процедурой и теоретически может приводить к тяжелым и даже жизнеугрожающим осложнениям. На практике при соблюдении всех мер предосторожности манипуляция является безвредной и безопасной. Чтобы минимизировать риск пациенты проходят необходимую подготовку, а исследование проводится с обязательным визуальным контролем, который осуществляется с помощью компьютерной томографии или ультразвукового исследования.

Несмотря на безопасность процедуры в ряде случаев могут встречаться осложнения, наиболее частыми из которых являются кровотечение, травма полого органа, инфицирование и нагноение, а также пневмоторакс. Своевременное выявление осложнений позволяет вовремя выполнить лечебные мероприятия по их устранению. Поэтому так важно, чтобы после биопсии пациенты находились под медицинским наблюдением.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К БИОПСИИ?

Биопсия поверхностных органов является достаточно простой и безопасной процедурой, не требующей дополнительной подготовки. При биопсии глубоко расположенных образований в области грудной и брюшной полостей мы рекомендуем пациентам воздержаться в день исследования от приема пищи и жидкостей. Накануне назначаются анализы крови (определение группы крови и резус-фактора, клинический анализ крови, биохимический анализ крови, коагулограмма, анализ крови на инфекционные заболевания - сифилис, гепатиты В и С) и мочи, делается электрокадиограмма и пациент осматривается терапевтом. При отсутствии противопоказаний назначается дата и время проведения процедуры. Мы также рекомендуем воздержаться от приема препаратов, препятствующих свертыванию крови (антикоагулянтов, дезагрегантов - аспирин, аспекард, каодиомагнил и др.) в течении трех дней до процедуры. Очень редко может понадобиться очистительная клизма.

КАК СКОРО МОЖНО ВЕРНУТЬСЯ К РАБОТЕ?

В большинстве случает биопсия переносится легко и пациенты уже через несколько минут (а при биопсии внутренних органов - пару часов) могут покинуть клинику. В течении суток после процедуры желательно не снимать повязку и не мочить место пункции. На следующий день после процедуры можно спокойно возвращаться к привычной жизни и физическим нагрузкам. В большинстве случаев в области прокола кожи может остаться небольшой синяк, который самостоятельно проходит в течение нескольких дней. При развитии некоторых осложнений (кровотечение, пнемоторакс) может понадобиться госпитализация пациента для проведения лечебных манипуляций.